- Концерт
-
КОНЦЕ́РТ (от итал. и лат. concerto — согласие, состязание) — 1) Инстр., вок.-инстр. или вок. жанр, преимуществ. циклич., с противопоставлением разл. участников и групп исполнит. состава. К. порожден идеей творч. соревнования, игры, соперничества, контрастирования звуковых масс, пластов и эл-тов фактуры, разнообразных ансамблей, солистов, тембров, голосов, партий. Этот принцип пронизывал всю муз. барокко. Интенсивное развитие К. началось на рубеже 16—17 вв. в Италии, границы жанра простирались от монументальных соч. для хоров, орк., солистов (А. и Дж. Габриэли) до камерных вок.-инстр. ансамблей (Л. Виадана). К концу 17 в. в Италии распространился инстр. кончерто гроссо (concerto grosso), основанный на противопоставлении полного состава группе солистов (А. Корелли), а в нач. 18 в. — сольный К. для виртуоза с орк. (А. Вивальди), получивший развитие в музыке 19 в. В быстрых частях этих разновидностей К. образовалась концертная форма с чередованием повторяющегося ритурнеля и развивающих его тематизм эпизодов. Ее в К. эпохи классицизма (В. А. Моцарт) вытеснила сонатная форма с двойной экспозицией (в орк. и у солиста) и каденцией солиста. К. воздействовал на др. жанры (концертная симфония). Традиционный для К. трехчастный цикл в последовательности "быстро-медленно-быстро" установился в 18 в. (Вивальди). Инстр. К. присущи кипучая энергия, моторика движения, особый тонус звукотембрового состязания и бравурная виртуозность солиста. История рус. К. начинается с духовных партесных сочинений 2-й пол. 17 в. для хора a cappella В. Титова, И. Бавыкина, Н. Калашникова, Ф. Редрикова. Партесный К. для 3—12 (иногда до 24) голосов развивался в 18 — 1-й пол. 19 в. в творчестве М. Березовского, Д. Бортнянского, В. Пашкевича, П. Скокова, Л. Гурилева, О. Козловского, С. Дегтярева, С. Давыдова, итальянцев Дж. Сарти, В. Манфредини, Б. Галуппи (на рус. тексты), немца А. Ф. Тица (Дица). Позднее хоровой церк. К. сочинил А. Рубинштейн. К инстр. К. в 18 в. рус. композиторы обращались редко (Концертная симфония Бортнянского). В 19 в. интерес к этому жанру пробудили И. Геслер и Дж. Филд созданными в России К. для фп. с орк. Замечательные образцы сольного К. 19—20 вв. принадлежат М. Балакиреву, А. Рубинштейну, К. Давыдову, И. Афанасьеву, И. Римскому-Корсакову, П. Чайковскому, А. Глазунову, С. Ляпунову, А. Аренскому, Ю. Конюсу, И. и А. Черепниным, И. Мясковскому, С. Рахманинову, А. Скрябину, С. Прокофьеву (в т. ч. Симфония-К. для виолончели с орк.), И Стравинскому, И. Метнеру, Д. Шостаковичу, А. Хачатуряну, Д. Кабалевскому, Т. Хренникову, А. Гречанинову, С. Фейнбергу, С. Слонимскому, Б. Тищенко, Р. Щедрину, Э. Денисову, Б. Чайковскому, В. Артемову, А. Эшпаю, В. Цытовичу. К традиции возрождения в 20 в. кончерто гроссо, характерной для приверженцев неоклассицизма, присоединились Р. Щедрин и А. Эшпай ("К. для орк."), А. Шнитке, С. Губайдулина (для орк.), Г. Галынин (для фп.). Уникален К. для голоса с орк. Р. Глиэра. Светские хор. К. a cappella в 20 в. создали Г. Свиридов, В. Салманов, А. Шнитке, Ю. Фалик, В. Сапожников.
2) Публичное, обычно платное исполнение муз. по заранее объявленной программе в спец. оборудованном помещении. Впервые К. проводились в Лондоне с 1672 (Дж. Бэнистер, Т. Бриттон). В России с нач. 18 в. К. устраивались эпизодически, а с 1770-х гг. стали постоянным явлением муз. жизни, преимущ. в СПб. и М. К нач. 19 в. К., продолжавшиеся порой 5—6 часов, составлялись по традиц. регламенту жанрового наполнения: открывались кантатно-ораториальной муз. или симфонией, 2-е отделение начиналось с сольных вок. или инстр. выступлений и заканчивалось орк. или хоровой муз.; иногда сольные номера звучали и в конце 1-го отделения, и во 2-м — в окружении орк. муз. С 1790 в СПб., затем в М. устраивались авторские К. — академии. Сольные К. вошли в обиход лишь во 2-й пол. 19 в. Со 2-й пол. 18 в. в СПб. функционировали муз.-концертные орг-ции: Муз. клуб (1772—77), Нов. муз. об-во (1778—97), Дирекция для управления разл. зрелищами и муз. (с 1783), Концертное об-во (с 1850), Филармонич. об-во (1802—93), Концерты А. Зилоти (1903—18), Кружок друзей камерной муз. (1922—37); в Москве они появились позднее: Филармонич. об-во (1883—1918), Кружок любителей рус. муз. (1896—1912), Концерты С. Кусевицкого (1909—14). Концертной деятельностью во мн. гор. России активно занималось Рус. муз. об-во (1859—1917), в Москве —Рус. хор. об-во (1878—1917). В соврем. России центрами концертной жизни, как правило, являются филармонии.
Лит.: Раабен Л. И. Советский инструментальный концерт: В 2 кн. Л., 1967—1976; Герасимова-Персидская И. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.