Концерт

Концерт

КОНЦЕ́РТ (от итал. и лат. concerto — согласие, состязание) — 1) Инстр., вок.-инстр. или вок. жанр, преимуществ. циклич., с противопоставлением разл. участников и групп исполнит. состава. К. порожден идеей творч. соревнования, игры, соперничества, контрастирования звуковых масс, пластов и эл-тов фактуры, разнообразных ансамблей, солистов, тембров, голосов, партий. Этот принцип пронизывал всю муз. барокко. Интенсивное развитие К. началось на рубеже 16—17 вв. в Италии, границы жанра простирались от монументальных соч. для хоров, орк., солистов (А. и Дж. Габриэли) до камерных вок.-инстр. ансамблей (Л. Виадана). К концу 17 в. в Италии распространился инстр. кончерто гроссо (concerto grosso), основанный на противопоставлении полного состава группе солистов (А. Корелли), а в нач. 18 в. — сольный К. для виртуоза с орк. (А. Вивальди), получивший развитие в музыке 19 в. В быстрых частях этих разновидностей К. образовалась концертная форма с чередованием повторяющегося ритурнеля и развивающих его тематизм эпизодов. Ее в К. эпохи классицизма (В. А. Моцарт) вытеснила сонатная форма с двойной экспозицией (в орк. и у солиста) и каденцией солиста. К. воздействовал на др. жанры (концертная симфония). Традиционный для К. трехчастный цикл в последовательности "быстро-медленно-быстро" установился в 18 в. (Вивальди). Инстр. К. присущи кипучая энергия, моторика движения, особый тонус звукотембрового состязания и бравурная виртуозность солиста. История рус. К. начинается с духовных партесных сочинений 2-й пол. 17 в. для хора a cappella В. Титова, И. Бавыкина, Н. Калашникова, Ф. Редрикова. Партесный К. для 3—12 (иногда до 24) голосов развивался в 18 — 1-й пол. 19 в. в творчестве М. Березовского, Д. Бортнянского, В. Пашкевича, П. Скокова, Л. Гурилева, О. Козловского, С. Дегтярева, С. Давыдова, итальянцев Дж. Сарти, В. Манфредини, Б. Галуппи (на рус. тексты), немца А. Ф. Тица (Дица). Позднее хоровой церк. К. сочинил А. Рубинштейн. К инстр. К. в 18 в. рус. композиторы обращались редко (Концертная симфония Бортнянского). В 19 в. интерес к этому жанру пробудили И. Геслер и Дж. Филд созданными в России К. для фп. с орк. Замечательные образцы сольного К. 19—20 вв. принадлежат М. Балакиреву, А. Рубинштейну, К. Давыдову, И. Афанасьеву, И. Римскому-Корсакову, П. Чайковскому, А. Глазунову, С. Ляпунову, А. Аренскому, Ю. Конюсу, И. и А. Черепниным, И. Мясковскому, С. Рахманинову, А. Скрябину, С. Прокофьеву (в т. ч. Симфония-К. для виолончели с орк.), И Стравинскому, И. Метнеру, Д. Шостаковичу, А. Хачатуряну, Д. Кабалевскому, Т. Хренникову, А. Гречанинову, С. Фейнбергу, С. Слонимскому, Б. Тищенко, Р. Щедрину, Э. Денисову, Б. Чайковскому, В. Артемову, А. Эшпаю, В. Цытовичу. К традиции возрождения в 20 в. кончерто гроссо, характерной для приверженцев неоклассицизма, присоединились Р. Щедрин и А. Эшпай ("К. для орк."), А. Шнитке, С. Губайдулина (для орк.), Г. Галынин (для фп.). Уникален К. для голоса с орк. Р. Глиэра. Светские хор. К. a cappella в 20 в. создали Г. Свиридов, В. Салманов, А. Шнитке, Ю. Фалик, В. Сапожников.

2) Публичное, обычно платное исполнение муз. по заранее объявленной программе в спец. оборудованном помещении. Впервые К. проводились в Лондоне с 1672 (Дж. Бэнистер, Т. Бриттон). В России с нач. 18 в. К. устраивались эпизодически, а с 1770-х гг. стали постоянным явлением муз. жизни, преимущ. в СПб. и М. К нач. 19 в. К., продолжавшиеся порой 5—6 часов, составлялись по традиц. регламенту жанрового наполнения: открывались кантатно-ораториальной муз. или симфонией, 2-е отделение начиналось с сольных вок. или инстр. выступлений и заканчивалось орк. или хоровой муз.; иногда сольные номера звучали и в конце 1-го отделения, и во 2-м — в окружении орк. муз. С 1790 в СПб., затем в М. устраивались авторские К. — академии. Сольные К. вошли в обиход лишь во 2-й пол. 19 в. Со 2-й пол. 18 в. в СПб. функционировали муз.-концертные орг-ции: Муз. клуб (1772—77), Нов. муз. об-во (1778—97), Дирекция для управления разл. зрелищами и муз. (с 1783), Концертное об-во (с 1850), Филармонич. об-во (1802—93), Концерты А. Зилоти (1903—18), Кружок друзей камерной муз. (1922—37); в Москве они появились позднее: Филармонич. об-во (1883—1918), Кружок любителей рус. муз. (1896—1912), Концерты С. Кусевицкого (1909—14). Концертной деятельностью во мн. гор. России активно занималось Рус. муз. об-во (1859—1917), в Москве —Рус. хор. об-во (1878—1917). В соврем. России центрами концертной жизни, как правило, являются филармонии.

Лит.: Раабен Л. И. Советский инструментальный концерт: В 2 кн. Л., 1967—1976; Герасимова-Персидская И. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Концерт" в других словарях:

  • концерт — а, м. concert m., нем. Konzert < ит. concerto <лат. concertare состязаться. 1. Музыкальное произведение для солирующего инструмента, голоса или их группы, обычно в сопровождении оркестра. Сл. 18. А концертов за тое шубу он Тимофеи писать не …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОНЦЕРТ — (фр.). 1) музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов. 2) собрание и выполнение ряда музыкальных пьес для игры или пения перед публикой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • КОНЦЕРТ — КОНЦЕРТ, концерта, муж. (итал. concerto). 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. Концерт симфонического оркестра. Дать концерт (об исполнителе). 2. Род большого музыкального произведения для одного инструмента с акомпанементом оркестра …   Толковый словарь Ушакова

  • концерт — См. согласие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. концерт пение, согласие, произведение, вечер, солянка, капустник, сольник, исполнение, выступление, концертино,… …   Словарь синонимов

  • Концерт — Livealbum von Billy Joel Veröffentlichung Oktober 1987 Label Sony BMG …   Deutsch Wikipedia

  • КОНЦЕРТ — Saltar a navegación, búsqueda КОНЦЕРТ Álbum de Billy Joel Publicación Octubre de 1987 Género(s) Rock …   Wikipedia Español

  • Концерт — (итальянское concerto, буквально согласие, от латинского concerto состязаюсь), музыкальное произведение для ансамбля исполнителей (инструментального или вокального), основанное на контрастном сопоставлении звучания всего исполнительского состава… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Концерт — Live album by Billy Joel Released October 1987 …   Wikipedia

  • Концерт — Álbum en vivo de Billy Joel Publicación Octubre de 1987 Género(s) Rock Duración 40:06 Discográfica Columbia Records …   Wikipedia Español

  • КОНЦЕРТ — муж. музыка на несколько голосов или музыкальных орудий, составленная для одной только музыкальной цели, по принятым правилам. Давать концерт, петь или играть в собрании посетителей, и обычно при помоции хора, оркестра. Концертант муж.… …   Толковый словарь Даля

  • КОНЦЕРТ — (нем. Konzert от итал. concerto, букв. согласие, от лат. concerto состязаюсь),1) музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром.… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»